На Assassin’s Creed возлагались очень большие надежды. Поначалу игру пресса окрестила «наследником Prince of Persia», затем журналисты начали хвалить ее за неизбитый сеттинг (Святая земля времен Третьего крестового похода), отличную систему боя, революционное управление и невообразимую графику. Даже внешность и харизма продюсера – великолепной Джейд Реймонд – и та сыграла свою роль в нагнетании ажиотажа вокруг Assassin’s Creed, которую заведомо стали считать претендентом на звание лучшего проекта 2007 года. Когда до прессы добрались диски с ревью-версией игры, наступил момент истины. Многие авторитетные западные издания поставили Assassin’s Creed всего 7 баллов из 10 – очень мало для такого амбициозного проекта! Другие расщедрились на 8, 9 или даже 10 баллов и привели очень достойные аргументы. Каково мнение «Страны Игр»?
|
Если на стене есть хотя бы какие-то шероховатости – Альтаир сможет по ней забраться. По гладкой – нет. А удобнее всего использовать лестницы. | |
|
|
Проходя сквозь толпу, нужно аккуратно расталкивать людей правой рукой. Иначе они могут и в глаз дать.
| |
Мемы и гены
Первые же кадры Assassin’s Creed обескураживают. Оказывается, асассин по имени Альтаир – вовсе не главный герой игры. Действие происходит в 2012 году, в научно-исследовательском центре крупной корпорации, где заточён бармен по имени Дезмонд. К нему хорошо относятся – кормят, поят, разговаривают на умные темы – но требуют, чтобы он каждый день ложился на кушетку и подключался к аппарату под названием «анимус». Cистема позволяет получить доступ к генетической памяти и как будто «пережить заново» воспоминания предка героя, Альтаира. Задача корпорации – добраться до заблокированных воспоминаний, в которых хранится важная информация. Сделать это можно только последовательно – «проживая» события одно за другим, начиная с ближайшего стабильного состояния. То бишь, злосчастной миссии Альтаира, с которой все началось…
Assassin’s Creed – игра исторически достоверная настолько, насколько это возможно, а все расхождения с тем, чем нас учили в школе, убедительно объясняются так: «дошедшие до нас документы той эпохи не могут точно отражать действительность». Персонажи, в первую очередь, – жертвы Альтаира – реально существовавшие люди, погибшие или исчезнувшие в 1191 году. Идея с «анимусом» позволила очень изящно объяснить все классические игровые условности, вроде наличия интерфейса на экране, возможности сохранять свой прогресс и оживать после смерти, мгновенно перемещаться между локациями, и даже наличие невидимых стен, не пускающих в «закрытые» поначалу районы городов. Дескать, все приключения Альтаира (в отличие от истории Дезмонда) – и так виртуальная реальность, где все это уместно. Достоверность и уход от многих свойственных играм условностей – одна из важных составляющих идеологии Assassin‘s Creed.
|
Стражники внимательно следят за вашим поведением. В «желтом режиме» вы можете расталкивать горожан (в пределах разумного). В «красном» при любом подозрительном действии стража бьет тревогу. | |
|
|
Когда врагов нападает мало, проще их убить, чем убегать. Когда столько, сколько на скриншоте, – спасайтесь бегством. Если слишком много – убивайте лишних, а потом уже ретируйтесь.
| |
Как должно быть известно поклонникам «Кода да Винчи», во время Крестовых походов рыцари ордена тамплиеров нашли под развалинами храма Соломона в Иерусалиме нечто очень важное. Assassin’s Creed обыгрывает ту же тему – Альтаиру и двум его подчиненным дают задание найти и забрать у рыцарей этот артефакт. К сожалению, гордыня нашего героя и пренебрежение ценностями ордена (то самое «кредо асассинов») приводят к тому, что Альтаира выводят из строя и отрезают от собратьев. В итоге один из его воинов гибнет, а другой теряет в бою руку, но все же добывает артефакт и приносит в Масйаф. Альтаир оказывается в совершенно идиотском положении – по большому счету, ему стоит убить себя об стену и не дожидаться, пока это сделает Горный старец. Однако атака тамплиеров на Масйаф дает возможность отличиться. В итоге Альтаира разжалуют в новички и после небольшого тьюториала дают первое задание – убить важного вельможу, живущего в Дамаске.
- Альтаир умеет метать ножи. Но делает он это только горизонтально. Нельзя, сидя на крыше, убить человека, проходящего по улице.
- Попадая в воду, Альтаир умирает. Вне зависимости от того, с какой высоты он упал. Просто асассин не умеет плавать.
|
|
Герой умеет цепляться руками за балки и качаться на них а-ля Принц Персии, но, честное слово, прыгать вот так и проще и красивее. | |
|
|
«Прыжок веры» – специальная техника, позволяющая спрыгивать без парашюта со зданий высотой до 1250 метров и оставаться в живых. | |
Рецепт убийства
Здесь и начинается настоящий Assassin’s Creed. Для начала нужно дойти до ворот деревни при замке – это занимает несколько минут. Расстояние большое, да и мирных жителей по дороге встречается много, поэтому постоянно бежать изо всех сил не выйдет. Сбивать людей с ног не воспрещается – но все равно неприятно, когда вам вслед матерятся. На выходе вас ждет несколько бесхозных лошадей – берите любую и скачите по дороге вперед, пока игра не телепортирует вас на территорию собственно Иерусалимского королевства. Под «королевством» игра понимает территорию между Масйафом, Акрой, Дамаском и Иерусалимом. Она довольно большая – даже на лошади вам может понадобиться полчаса, чтобы доскакать от одного города до другого. Пешком идти и вовсе бессмысленно. Деревушки по пути напичканы стражниками, на дорогах выстроены блокпосты, можно встретить отряды крестоносцев, марширующих куда-то по своим делам. Все они не враждебны – достаточно перейти на медленный шаг, чтобы избежать лишних вопросов. Но, завидев скачущего всадника, враги тут же поднимут тревогу. Нет никаких проблем с тем, чтобы перебить нападающих, но вы потратите драгоценное время. Поэтому проще всего поступать так: пока вас никто не видит – скакать с максимальной скоростью, рядом со стражниками – переходить в скрытный режим. Это оптимальный алгоритм. По дороге вам также встретятся обзорные башни, помогающие «открыть» часть карты. Как правило, с трех сторон стоят стражники, четвертая пуста. Нужно подойти к ней, залезть на башню, осмотреться и спрыгнуть вниз, в стог сена. Никто ничего не скажет.
|
Попав в новый квартал, первым делом нужно найти высокое здание, залезть на него и осмотреться. Без этого почти невозможно обойтись. | |
|
|
Контрудары и уход от бросков – вот что продлевает жизнь настоящего асассина. Уклонения от атак (отпрыгивание назад от удара меча) – нет. | |
Каждый город – это отдельная огромная локация, делящаяся на три квартала (богатый, бедный и средний). Загрузка данных при переходе из одного в другой не происходит – просто поначалу вам будет доступен только один (остальные – «заблокированная генетическая память», отделяющаяся виртуальными стенами). Попадая в город, нужно посетить местное отделение асассинов, получить пару советов, а затем отправиться на улицы, искать информацию. Для начала нужно найти любую обзорную башню, залезть на нее и осмотреться. Тогда на карте будут отмечены все оставшиеся башни квартала, а также возможные миссии в пределах прямой видимости. «Миссии» – это, например, ценный свидетель, которого стоит допросить. Из них вам достаточно выполнить две или три, после чего – снова в отделение, рассказать эмиссару о своем плане, получить его одобрение и и белоснежное перо – для крови жертвы. Игра «прокручивает память вперед», к дню непосредственной акции. На карте появляется место предполагаемого убийства – идете к нему, смотрите небольшую сюжетную сцену, убиваете врага (возможно, преодолев заслон из стражников), а затем пытаетесь скрыться. Задача – оторваться от преследователей и попасть в отделение. После этого игра автоматически переносит вас в Масйаф.
Я не зря так подробно рассказываю о выполнении первого задания. Дело в том, что на этом игра, по сути, и заканчивается. Подобный алгоритм (включая пятиминутную беготню от замка Горного старца до выхода в Королевство!) нужно выполнить девять раз. Разве что на четвертый вам не нужно уже проходить Королевство – игра предлагает автоматическую телепортацию из Масйафа в другие города. Пять минут в Масйафе – разговор с главой отделения – башня – две-три миссии – убийство – преследователи – отчет перед Горным старцем. И так девять раз.
|
У каждой «обзорной башни» есть вот такой выступ . Под ним есть стог сена. Гарантированно. Так что с этого выступа можно выполнять «прыжок веры». Упс, я, кажется, только что раскрыл вам важный секрет братства асассинов... | |
|
|
Весь город, который вы видите на скриншоте, можно посетить. Поначалу – лишь один квартал, к концу игры – все три. Без дополнительных загрузок.
| |
Однообразие – слово, которое очень хорошо характеризует Assassin’s Creed. Приведу лишь несколько примеров. За всю игру вам встретятся два вида противников: солдаты с одноручными мечами и солдаты с луками. Первые делятся, правда, на обычных воинов и на чуть более ловких и сильных тамплиеров. Вдумайтесь: в игре о Крестовых походах нет ни одного рыцаря на коне! В Assassin’ Creed есть укрытия (hiding spot) – места, где асассин может спрятаться от погони. Их четыре вида: стог сена (на земле или в повозке), скамейка, зимний сад на крыше и группа ученых. Все. Видов миссий также четыре: подслушивание, карманная кража, допрос и задания информатора. Подслушивать каждый раз надо одинаково: сесть на скамейку, навести фокус на нужную парочку и нажать кнопку. То же касается краж и допросов – выполняем один и тот же набор действий. Информаторы чуть разнообразнее: они просят либо убить нескольких человек, либо (вдумайтесь!) собрать двадцать разбросанных по городу флагов за ограниченное время. Наконец, архитектура всех городов абсолютно идентична – вы вряд ли отличите Акру от Дамаска и один квартал от другого. Список можно продолжать, но проще лишь подвести итог: через три часа игры вам наверняка покажется, что Assassin’s Creed – чудовищно скучная и однообразная игра. Собственно, все эти 7 баллов из 10 – как раз отсюда.
Асассины или хашашины (от арабского «употребляющие гашиш») – секта мусульман-исмаилитов, получившая известность и политическое влияние в средневековой Европе и исламском мире времен Крестовых походов. Она была основана в Иране Хассаном ибн Саббахом, руководитель асассинов носил титул «Шейх аль-Джабаль», в европейской литературе больше известный как «Горный Старец». Фактически асассинами было создано целое государство, состоящее из нескольких горных крепостей на территории современных Ирана, Ирака, Сирии и Ливана со столицей в Аламуте. Просуществовало оно практически два столетия – с 1090 по 1256 год. Ближайшей к Палестине цитаделью ордена была крепость Майаф, где и разворачиваются события игры.
Асассины никогда не могли похвастаться большой численностью и в чистом поле вряд ли выиграли хотя бы одно сражение. Секрет их успеха – в передовой на тот момент системе фортификаций их крепостей и в тактике террористов, наносивших удары по лидерам сопределельных государств. Вместо большой регулярной армии асассины содержали «спецслужбу» с разветвленной системой информаторов и отлично обученными убийцами, владеющими в равной степени и оружием, и театральным искусством. Ни один мало-мальки важный человек на Ближнем востоке не мог обеспечить себе защиту от асассинов – именно это и гарантировало безопасность государства Горного старца.
Большая часть европейских историков относится к асассинам откровенно брезгливо – дескать, это сборище одурманенных наркотиками убийц, неразборчивых в средствах. Построенная же Горным старцем своеобразная средневековая утопия, где отсутствовали богатые и бедные, сравнивается с современными дикими религиозными сектами. Асассинов также часто противопоставляют тамплиерам – рыцарям Храма, прославившимся своими деяниями примерно в те же годы. «Несостыковки» игры Assassin’ Creed с официальной точкой зрения историков как раз и касаются отношений двух знаменитых орденов и сути асассинов. |
|
У асассина есть три вида оружия – меч, кинжал, скрытое лезвие, метательные ножи и собственные кулаки. Упс, их, оказывается целых пять. | |
|
|
Находясь на крыше, проще сбросить противника вниз, чем возиться с фехтованием. Нечестных способов победы не бывает. | |
Настоящий nextgen!
Однако все не так просто. Есть еще идеальная игровая механика. Начнем с паркура – то бишь, умения передвигаться по городу в неформальной манере. Если вам нужно куда-то попасть, забудьте о карте улиц! Следует идти строго по прямой из точки А в точку Б – если надо, залезть на ближайший дом и далее прыгать с крыши на крышу, карабкаться по лестницам, хвататься за торчащие балки, красться по карнизам. Прелесть Assassin’s Creed в том, что все это делается очень просто (достаточно нажимать «вперед», и все получается само собой), в отличие от Prince of Persia. И очень реалистично. Если герой карабкается по сложной поверхности здания, с множеством выступов и лепнины, то его руки никогда не цепляют воздух. Графический движок умеет просчитывать все движения так, что никаких несостыковок не возникает. С учетом сложности моделей домов (никаких скучных коробок!) это кажется настоящим чудом. Кроме того, паркур очень важен, когда вам нужно оторваться от преследователей. Второе достоинство игровой механики – система боя. Они вся построена на тайминге движений. Например, чтобы уклониться от удара противника или нанести контрудар, нужно нажать кнопку строго в момент атаки. Так же устроен уход от захватов, соединение приемов в серию. «Окно» для нажатия кнопок довольно большое, и в итоге бои по сложности – ровно то, что нужно. Выглядят они превосходно – отличная анимация движений, множество вариантов добивания противника – просто великолепно. Наконец, третья составляющая – это модели поведения стражников и жителей города и варианты реакции на ваши действия. Например, если вы на глазах у охранника начинаете карабкаться на стену, он нападет на вас и позовет на помощь. Если делать то же в присутствии обычных жителей – они не рискнут вмешаться, но будут стоять рядом, тыкать пальцем и громко обсуждать ваше поведение. Рано или поздно это увидит стражник. Когда в рамках миссии по допросу вы нападаете на кого-то в темном переулке и бьете ему кулаком в лицо, некоторые мирные жители могут вмешаться и дать по голове вам. Стоит достать меч – как они разбегутся с криками о помощи. При этом в городах обитают сотни и тысячи жителей и стражников, и каждый куда-то идет и что-то делает, и у него есть свой сектор обзора, который просчитывается в реальном времени. В случае, когда вас обнаружили, игра становится очень похожей на Metal Gear Solid. Со всех сторон прибегает стража, от нее нужно оторваться и залезть в какой-нибудь hiding spot так, чтобы этого никто не заметил. Очень похоже на Снейка и его картонные коробки с той разницей, что hiding spot никто проверять не будет. К слову, и система боя вкупе с паркуром очень похожи на то, что мы видели в MGS. В какой-то степени Assassin’s Creed – это эдакий Metal Gear Solid 4
lite, да еще и посвященный Крестовым походам.
Еще в игре есть сюжет – и не из плохих. В лучших традициях конспирологических теорий сценаристы Assassin’s Creed рассказывают о противостоянии асассинов и тамплиеров на протяжении всей истории человечества. Идеологическом противостоянии – не только лишь скучной борьбе за власть. Каждая новая миссия порождает у Альтаира и геймера новые вопросы, умело подводя к ожидаемой, но все равно не лишенной сюрпризов развязке. Смущает лишь подача сюжета. В Assassin’s Creed практически нет CG-роликов, и даже кинематографических сцен на движке. Все диалоги идут при стандартном обзоре от третьего лица, и одновременно с ними герой может даже передвигаться (с некоторыми ограничениями). Это важно. В большинстве современных игр CG-ролики с сюжетом воспринимаются как подарки геймеру, которые он заслуживает прохождением новых уровней. Геймплей – отдельно, сюжет – отдельно. В Assassin’s Creed различия стерты. Есть только игра.
Кто подставил Джейд Реймонд?
Так что же, неужели игра не удалась? Удалась, и еще как. В отличие от Prince of Persia и Tom Clancy’ Splinter Cell, Assassin’s Creed – не идеальное развлечение для массового зрителя, а авторский проект с четкой концепцией. И соответствие игры этой концепции для разработчиков, очевидно, было важнее, нежели ее коммерческий успех. Безусловно, Assassin’s Creed – плод дальнейшей эволюции Prince of Persia; в какой-то степени – еще и Tom Clancy’s Splinter Cell. Однако разработчики поставили перед собой куда более амбициозную задачу – сделать игру, которая соединила бы в себе лучшие идеи Grand Theft Auto 4
, Prince of Persia: Two Thrones
и Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots и стала одним из первых настоящих приключенческих боевиков нового поколения. Не стоит забывать и о сюжете. При всем уважении к Prince of Persia и Splinter Cell, обе игры ни о чем не пытались сказать геймеру. Assassin’s Creed – говорит. Даже малообразованный школьник, не отличающий госпитальеров от пикадоров, на каком-то уровне поймет сюжет игры. Однако сюжет рассчитан на людей несколько более эрудированных, и в этом смысле игра близка к творениям Хидео Кодзимы. Assassin’s Creed максимально избавлена от типичных игровых условностей. Это может показаться бесполезным – ну кому прежде мешали сейв-пойнты, меню во внутриигровых магазинах, отдельные арены для битв или CG-ролики с улучшенными 3D-моделями героев? Однако именно тотальная реалистичность и единообразие стиля Assassin’s Creed и делает мир игры живым и интересным. Не раз и не два я ловил себя на том, что мне интересно просто гулять по улицам Иерусалима, осторожно прокладывая себе путь в толпе, недовольно отпихивая попрошаек, кланяясь суровым стражникам, обчищая карманы бандитов. Нравилось забираться на крыши домов, искать потайные места, в которых в случае чего можно спрятаться от погони. Сидеть на крыше башни крупнейшего в городе собора, наслаждаясь открывающимся видом. Наконец, при провальном геймдизайне «высокого уровня» (однообразные миссии, враги и объекты) Assassin’s Creed имеет идеальную игровую механику «низкого уровня» – бои, паркур и искусственный интеллект NPC – которая в равной мере удобна, интересна понятна как начинающим геймерам, так и профессионалам. Прошло время многоударных комб с заученными комбинациями, ручного прицеливания мышкой или джойпадом, «боссов» с гигантским запасом жизненной силы и прыжков над пропастями, получающихся с третьего раза. В Assassin’s Creed нет необходимости сохраняться – после любой выполненной задачи (какой бы малой она ни была) игра и так это делает. Здесь не нужно бегать за аптечками на другой конец уровня каждый раз, когда герой пропустит пару ударов мечом, – здоровье восполняется во время отдыха.
Конечно, можно было сделать игру лучше. Наделать локаций по всему миру – в джунглях, за Полярным кругом, в Киевском княжестве и еще на всякий случай на Луне. Добавить пять видов оружия, десять видов монстров с рогами и копытами и еще драконов – в качестве боссов. Красивые CG-ролики о взаимоотношениях Альтаира с райскими девами. И еще задания в духе «глава Иерусалимской мафии просит собрать дань с местных шлюх». Вот вам и разнообразие! Увы, все это вступает в конфликт с авторской концепцией игры, а потому невозможно. И если кто-то из вас считал, что Джейд Реймонд и ее команда готовили очередной Prince of Persia в новом сеттинге – что ж, вы ошибались.
Assassin’s Creed – игра, в которой чудовищные недостатки, которых можно ожидать, скорее, от низкобюджетных поделок по мотивам фильмов, компенсируются очень серьезными достоинствами. Она выдерживает раз принятый стиль и концепцию от первого до последнего кадра. Наконец, даже провалив геймдизайн, разработчики предложили огромный живой мир, живущий по своим законам, и дали тем самым возможность насладиться игрой всем тем, кто верил, верит и будет верить в Assassin’s Creed.
|